В погоне за производительностью на складах об экологии долгое время задумывались немногие. Однако введение новых экологических норм больше не позволяет игнорировать влияние техники на окружающую среду. В 2024–2025 гг. в России вступил в силу ряд обновленных требований природоохранного законодательства. Они нацелены на усиление контроля за выбросами и отходами, что затрагивает и эксплуатантов погрузчиков. В других странах тенденция заходит еще дальше: например, в Калифорнии с 2026 года запрещается продажа новых погрузчиков на пропане и газе – эксплуатироваться смогут только ранее купленные машины, пока не выработают ресурс. Такие меры свидетельствуют о глобальном курсе на нулевые выбросы и заставляют бизнес задуматься о модернизации своего парка складской техники.
        Зачем нужны новые экологические стандарты?    
Дизельные и бензиновые вилочные погрузчики заметно влияют на загрязнение воздуха. Один дизельный погрузчик средней мощности за 10 000 часов работы выбрасывает до 54 тонн углекислого газа, а также мельчайшие частицы сажи, оксиды серы и азота. Бензиновые двигатели лишь немного чище дизельных, а газовые (на сжиженном пропане) не производят сажи и оксидов серы, но всё же выбрасывают углекислый газ.
Эти выхлопы усиливают парниковый эффект и негативно сказываются на здоровье людей (сажевые частицы, NOx и SOx вызывают заболевания лёгких, сердечно-сосудистой системы и др.). Таким образом, ужесточение норм направлено на сокращение вредных выбросов ради улучшения экологической обстановки и условий труда на складах. Эксперты отмечают, что только введение строгих стандартов для двигателей и техники мотивирует предприятия внедрять более чистые технологии.
        Переход на экологичные погрузчики    
Главная тенденция в отрасли – 
переход на электрические погрузчики. С каждым годом они становятся популярнее благодаря своей экологичности и экономичности эксплуатации. Строгие стандарты выбросов и политика корпоративной ответственности вынуждают предприятия заменять погрузчики с ДВС на электрические модели. Всё чаще компании выбирают электропогрузчики с современными литий-ионными батареями – такой транспорт служит дольше, требует меньше обслуживания и наносит меньший вред природе при утилизации аккумуляторов. Ниже перечислены ключевые преимущества электрических вилочных погрузчиков:
    -         
            
 
            Нулевые выхлопы: отсутствие токсичных газов и дыма при работе;
 
 
 
-         
            
 
            Отсутствие ГСМ: не требуются бензин, моторное масло, антифриз и другие горюче-смазочные материалы, которые потом нужно утилизировать;
 
 
 
-         
            
 
            Тихая работа: минимальный шум снижает нагрузку на персонал и окружающую среду.
 
 
 
Важно учесть и вопрос утилизации батарей. Отработанные свинцово-кислотные аккумуляторы со временем выделяют токсичные вещества, поэтому предпочтение сегодня отдают электропогрузчикам с литий-ионными батареями – они служат дольше, быстрее заряжаются и значительно безопаснее для экологии при утилизации. Таким образом, переход на электротягу позволяет сразу решить две задачи: соответствовать новым эко-нормам и повысить эффективность работы склада.
        Модернизация парка: чистые двигатели вместо старых    
Конечно, полностью отказаться от погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания пока нереально – особенно там, где требуются большие мощности или работа на открытом воздухе. Однако и такая техника становится экологичнее. Современные дизельные модели оснащаются системами очистки выхлопных газов (фильтрами, катализаторами), что позволяет им удовлетворять строгие экологические стандарты. Благодаря этому даже дизельные погрузчики последнего поколения имеют существенно более низкий уровень выбросов, чем устаревшие машины, и могут применяться без нарушения норм.
Альтернативой дизелю часто служат газ-бензиновые погрузчики (на пропане/метане). Их выбросы заметно менее токсичны: в выхлопе практически отсутствуют сажа и оксиды серы, а основной загрязнитель – CO. Такие погрузчики при наличии вентиляции допускаются для работы внутри помещений и соответствуют требованиям по охране воздуха. Если же применение электротехники по каким-то причинам невозможно (например, техника работает круглосуточно без перерыва на зарядку или эксплуатируется там, где нет электросети), то предпочтение лучше отдать погрузчикам на природном газе или биотопливе вместо бензина и дизеля.
Эти виды топлива сгорают чище и помогают вписаться в экологические нормативы. Производители складской техники также инвестируют в новые технологии – от гибридных силовых установок до водородных топливных элементов – чтобы в ближайшие годы предложить рынку полностью безуглеродные решения.
        Практические меры для экологичной работы    
Одного выбора современной техники недостаточно – важны ежедневные практики эксплуатации. Помимо выхлопов, серьёзный вред природе наносит неправильная утилизация расходных материалов: использованного масла, фильтров, шин, отработанных аккумуляторов. Например, тяговые батареи вилочных погрузчиков официально отнесены к отходам II класса опасности, и законом запрещено просто выбрасывать их на свалку. Каждому предприятию следует организовать сбор и сдачу таких отходов в специализированные пункты переработки. Эксперты рекомендуют целый ряд простых шагов, чтобы снизить экологический ущерб от работы погрузочной техники:
    -         
            
 
            Регулярное ТО: своевременно обслуживать погрузчики – чистить или менять воздушные фильтры, поддерживать двигатели в исправном состоянии. Это позволяет снизить токсичность выхлопа и повысить экономичность;
 
 
 
-         
            
 
            Оптимизация работы: избегать длительной работы двигателя на холостом ходу, планировать маршруты и погрузочно-разгрузочные операции так, чтобы минимизировать лишние перемещения – тем самым сокращается суммарный объем выбросов и расход топлива;
 
 
 
-         
            
 
            Дооснащение техникой очистки: при возможности устанавливать на погрузчики с ДВС дополнительные катализаторы, сажевые фильтры и другие системы снижения выбросов, особенно если машина работает в закрытом пространстве;
 
 
 
-         
            
 
            Правильная утилизация: сдавать отработанные масла, аккумуляторы, шины и прочие отходы от погрузчиков в лицензированные организации для переработки. Это убережёт природу от загрязнения и избавит компанию от штрафов за нарушение правил обращения с отходами.
 
 
 
Строго соблюдая новые экологические нормы, компании не только избегают юридических рисков, но и получают прямую выгоду. Экологичные погрузчики часто оказываются экономически эффективнее: например, электричество для зарядки стоит дешевле топлива, а расходы на обслуживание электропогрузчиков или газовых моделей ниже за счёт меньшего числа механических узлов. Таким образом, инвестиции в «зелёный» парк окупаются за счёт снижения операционных затрат. Кроме того, чистая и тихая техника создаёт более безопасные условия труда для персонала и улучшает имидж предприятия.
В ближайшие годы требования экологической безопасности будут только ужесточаться, и переход на современные стандарты – вопрос времени. Заблаговременное обновление парка погрузчиков на более экологичные модели позволит вашему бизнесу соответствовать нормативам, повысить энергоэффективность складских операций и внести свой вклад в сохранение окружающей среды.